
Что первым приходит на разум, когда мы слышим эту фамилию – Маршак? Естественно, примечательные стихи и переводы советского поэта. Но в конце 19 века никто не цитировал бы «вот какой растерянный с улицы Бассейной». Имя Иосифа Маршака, «киевского Картье», в свое время звучало по всей Российской империи и ассоциировалось с богатством, головокружительным успехом и невероятной любовью к своему делу…

Иосиф Маршак и одно из изделий ювелирного дома.
Надо сказать, что Иосиф Абрамович Маршак действительно приходился родственником Самуилу Яковлевичу Маршаку – двоюродным дядей. Он родился в бедной многодетной семье и в четырнадцатилетнем возрасте отправился в Киев, чтобы обучиться ювелирному искусству. Женился он в девятнадцать лет – избранницу звали Лия. Молодой семье постоянно не хватало денег, а ведь карьерные устремления Иосифа требовали немалых расходов. Сто рублей из приданого жены да заложенный в ломбард костюм – вот и весь «бюджет», потраченный на создание простенькой золотой цепочки…

Кольца с драгоценными камнями.
Однако спустя десятилетие, в 1878 году, Иосиф Маршак открыл в Киеве собственное ювелирное дело. Семейство, которое за эти годы обзавелось уже несколькими наследниками, переехало в большую квартиру на Крещатике. Имя Маршака гремело по всей стране, его изделия получали высшие награды на всемирных выставках в Европе и США… Его магазины открывались в Киеве, Полтаве, Харькове, Тбилиси, а чуть позднее появились в Москве, Петербурге и Варшаве.

Брошь-бабочка.

Брошь-бабочка.
В 1899 году на фабрике случился пожар. Убытки казались катастрофическими. Но, как птица Феникс, Маршак буквально возродился из пепла. Он заново отстроил и расширил помещения, закупил новое оборудование, изменил подход к организации работы, чтобы сотрудники работали эффективнее, а уставали меньше – надо сказать, фабрика всегда отличалась бережным отношением к людям.

Брошь в форме головы птицы.
Иосиф Маршак занимался обучением молодых ювелиров. Фабрика за годы своего существования выпестовала не меньше трех сотен учеников – и учениц. Иосиф Абрамович был активным сторонником женского образования. Многим из них в дальнейшем он предоставил и рабочие места, первым в стране допустив женщин к работе на ювелирной фабрике – Маршак считал, что мастерицы обладают лучшей концентрацией и работают аккуратнее. К тому же ему самому на заре карьеры помогала любимая супруга… Кроме того, ювелир открыл в Киеве ремесленную школу и содержал на свои деньги хедер. Он много путешествовал, всю жизнь не переставал учиться новому, регулярно переоснащал производство по последнему слову техники, трепетно относился к моде – ведь нужно соответствовать желаниям публики! Изделия фабрики были призваны не только украшать, но и вызывать возгласы удивления. Фабрика же тем временем «разрослась» почти до сотни мастерских и филиалов, а трудилось на ней сто пятьдесят мастеров! Маршака без тени заискивания называли «киевским Картье». Фабрика с годами начала выпускать не только драгоценности, но и часы, сервизы, лупы и перочинные ножики, памятные сувениры из благородных металлов… Предприятие Маршака достигло таких высот, что конкуренции с мастером не выдержал сам Фаберже. «Двум медведям в одной берлоге не место!» — ворчал великий Карл, покидая Киев. Однако, несмотря на жестокое соперничество, ювелирам удалось сохранить теплые дружеские отношения.
